Новое исследование предоставляет убедительные доказательства того, что мажорные аккорды и...
...Известная питерская рок-группа «Кукрыниксы» - частые гости в Москве, хотя жизнь «между двух столиц» всякий раз сказывается на самочувствии участников коллектива: позади ночь в поезде, ребята не выспались и «клюют носом» - не спасает даже крепкий кофе. Только лидер группы Алексей Горшенев, как всегда, не по-рокерски подтянутый и бодрый, - сказывается, видимо, «военное прошлое» - активно участвует в разговоре. «Музыкальная газета» начинает с провокационного вопроса:
- «Кукрыниксы» - одна из самых успешных питерских рок-групп...Может быть, есть смысл перебираться в Москву насовсем - или Санкт-Петербург вам как-то особенно дорог?
- Я всегда отвечаю на этот вопрос словами Башлачева - "В Москве МОЖНО жить, но в Питере СТОИТ жить". Между двумя городами все-таки огромная разница - Питер в эмоциональном плане, несомненно, сильнее Москвы. Москва больше насыщена другими вещами, но не эмоциями. А Питер - он как бы в тумане, но в нем все более честно, что ли...
- Парадокс: вроде бы здесь все суетятся, что-то делают, а в Питере все сонно -- сами питерцы об этом говорят -- но творить там все равно лучше. Странная штука...
- Мне кажется, не нужно особенно рвать на себе одежду - вот, дескать, «можно было бы что-то сделать, а не сделали...» Если что-то тебе по-настоящему нужно, то оно к тебе само рано или поздно придет. В Питере это как раз и становится ясно. Там нет напыщенности, нет сумасшедших людей, вечно погруженных в бизнес... Там просто жизнь идет, и в этой жизни ты существуешь. В Питере не возникает желания заработать миллион. Жизнь должна быть красивая и удовлетворенная.
- Вы давече ссылались на Башлачева, но нельзя сказать, что ваша группа продолжает традиции русского рока - во всяком случае, в традиционном понимании...
- «Русский рок» - это отношение общества к музыке. Очень много молодых людей берут гитары, не будучи музыкантами вообще. Они самоучки, берут отвратительного вида музыкальные инструменты и начинают что-то играть, но делают это честно и в большей степени для себя, чем для других - вот это и есть русский рок. А если ты выходишь за рамки просто увлечения, тебя начинают сравнивать с какими-то командами - английскими, американскими, немецкими... Как только ты осознаешь, что стал на порядок выше - путь в мировое пространство открыт. У нас в стране есть такие группы, которые изначально не хотят опираться на русский рок, ибо это будет неинтересно всему остальному миру. Но деньги сейчас проще заработать как раз на русском роке, поэтому для многих команд это выход из положения. Это легко, рентабельно, традиционно. Да и, в конце концов, зачем группам типа "Крематория", «ДДТ», «ЧайФа» болото мутить - их любят именно за верность жанру, традициям. Может ведь и от этой музыки «башню снести» - возьмем шевчуковский "Мир Номер Ноль" - там думать надо над каждой строчкой, и неважно уже, что изначально эти люди не имеют профессионального образования, допустим...
- В отличие от вышеперечисленных групп, «Кукрыниксы» больше внимания уделяют музыке, у вас свой, узнаваемый саунд... Но нет ли такой проблемы: как совместить западный ритм и русское слово, которое, как считается, изначально неритмично?
- Тот, кто пишет тексты, меня поймет: есть определенный алгоритм написания песни. Есть определенный ритм слова, нужно его подобрать и вычислить для себя, и совместить с музыкой. Есть много песен, в которых слово просто не звучит. Конечно, английский намного проще, чем русский или немецкий, он имеет более удобную, эластичную, что ли, форму... Вот немецкий - более активный, армейский такой, наступательный, поэтому в России так прижился "Рамштайн", например... По поводу же русского языка... Английская музыкальная поэзия, по большому счету, полный отстой. Достаточно взять перевод любой английской песни и сравнить его с текстом, предположим, российской дворовой команды... Тот же Пол МакКартни тупо отдыхает. Так что еще неизвестно, ком больше с языком повезло...
- Ваши земляки, группа "Ленинград" пошли сейчас по пути активизации матерного языка. Как вы относитесь к этому?
- Мне все равно, что делает "Ленинград". То есть, мне все равно, каким образом артист достигает успеха. Я к ним отношусь никак -- не хорошо и не плохо, как, в принципе, отношусь ко всему, что есть в музыке, потому что я не могу кого-то судить. Но я лично считаю, что «поднимать» зал, публику можно и нужно какими-то другими средствами. Привить публике интерес к какой-то мысли, развить ее, чтобы слушатель мог сделать для себя какие-то маленькие открытия... Мне интересно удивить публику именно музыкальным, стилистическим откровением - хотя есть масса других вариантов, как завлечь публику... А вот мат -- последнее оружие в этом списке средств.
- Для того, чтобы группа могла существовать долгое время, нужно постоянно поддерживать в коллективе щадящий микроклимат. По какому принципу у вас строятся взаимоотношения между музыкантами?
- Я не вижу никакой разницы между общением в жизни и в работе. Я никогда не ставлю никаких условий. Что касается ухода двух музыкантов из группы - у нас были принципиальные разногласия, но я не хочу об этом говорить. Я не стремлюсь людей удержать насильно или, наоборот, завлечь их в группу всеми правдами и неправдами...
- У группы напряженный график - значит, какая-то дисциплина в коллективе все-таки должна поддерживаться?
- Главное - удержать себя от повального расслабления. Это касается всего: и пьянства, и гулянок... Группа, собирающаяся серьезно играть рок-н-ролл, должна была либо заранее всего этого нахлебаться, либо быстренько с этим завязать, потому что потом будет поздно. Сейчас нужно постоянно подниматься по профессиональной лестнице вверх, и если этот шанс упустишь сейчас, потом себе этого не простишь.
- А у вас как получилось?
- Мы успели нахлебаться до этого, хотя и сейчас иногда, бывает, расслабляемся. Но уже стараемся от этого отходить.
- А какой допинг допускается в группе?
- Лично мне допинг всегда мешает - не чувствуешь естественной отдачи от творчества. Запарка очень серьезная, и иной раз по пьяни даже получается лучше, хотя должно быть наоборот... Я имею в виду общение с публикой. Определенные сценические ходы. У каждого из нас есть свои особенности поведения на сцене, и если ты пьян, тебе как бы легче в эту роль войти. Но гораздо приятнее, когда перевоплощение происходит на трезвую голову.
- За последнее время какие-то символические события с вами происходили?
- Особо ничего символического не происходило. У нас в Питере каждый живет в своем маленьком болотце, поэтому какого-то особого символизма не было... Вот у меня главное событие прошедшего времени - я все зубы наконец-то подлечил. Это для меня подвиг.
- В таких случаях самое страшное - сделать первый шаг...
- Я не просто боюсь зубных врачей - я их ОЧЕНЬ боюсь. Пришлось заставить себя, потому что потом все равно будет хуже.
- кто-то из западных музыкантов сказал, что больше всего на свете боится двух вещей: лечить зубы и летать на самолетах...
- А купаться в открытом океане не боится, значит?.. По-моему, это одно и то же, что в самолете... Тоже фобия. Фобия оказаться в трубе, боязнь на базаре без денег оказаться... Шутка.
- Вы как-то следите за продвижением ваших песен в хит-парадах?
- Да, конечно. У меня есть интернет, я им пользуюсь, смотрю рейтинги... Каждому музыканту, на самом деле, всегда интересно - какое у тебя место, как тебя слушают... Для монстров, конечно, это не так важно, но для тех, кто начинает играть, или в середине пути находится, просто необходимо знать - где, чего, кто впереди, кто позади... Думаю, я не один такой идиот... Хотя, конечно, далеко не ежедневно этим интересуюсь. Вот сегодня будет «Чартова дюжина», и я обязательно буду слушать результаты - это же рейтинг для самого себя.
- Как-то вы сказали, что в вашем новом альбоме «все будет понятно». Как это понимать?
- Нет, там далеко не все понятно. Может быть, я имел в виду, что там в альбоме будет присутствовать большинство тех мыслей, которые нас волнуют постоянно. А так.... Не думаю, что всякому человеку наши тексты будут понятны сразу.
- Согласитесь ли вы с таким утверждением - «в творчестве на самом деле всего две темы - любовь и смерть»?
- Конечно, нет. Я считаю, надо быть полным идиотом, если опираешься в песнях только на любовь и смерть. Это же полная замкнутость. Нужно думать в разных направлениях - есть еще дружба, есть что-то высшее, есть искушение деньгами, славой, блин, - да все, что нас окружает! Все эти идеи могут жить в песнях. Другое дело - как ТЫ это показываешь, насколько честно. Это самое главное: публика всегда просекает, честен ты с ней, или нет.
- Я знаю, что вы отслужили в армии... Как армия повлияла на ваш характер, убеждения? Группа, музыка была бы другой, если бы вы, допустим, не имели армейского опыта?
- А если бы я был девочкой?.. На такие вопросы очень сложно отвечать. Другого пути не было - значит, этот единственно возможный. Если бы сложилось по-другому - все было бы иначе.
- А вы бы хотели избежать армии?
- Знаешь, это все жизнь, судьба. Ничего нельзя избежать и изменить. Если бы я избежал армии, я бы наткнулся на что-то другое... Но желание избежать, конечно, было. Армия - то же самое, что попасть в тюрьму, в принципе. Хотя мне еще повезло - я служил в пограничных войсках.
- Ваш брат Михаил - известный музыкант, солист группы «Король и Шут». Невольные сравнения со старшим братом, наверное, достают?
- Я бы не сказал. В каком смысле? Что я становлюсь раздражительным? На самом деле, я не обращаю на эти сравнения особого внимания - я ведь не занимаюсь чепухой, не даю повода, чтобы обо мне говорили только в связи с моим братом...
- А как насчет записать совместный «братский» альбом?
- У нас с Мишкой были такие разговоры, конечно. Такой вариант не исключен, это интересно. И мне, и ему. Мы уже примерно год ходим с этой мыслью, но есть определенные сложности у обоих - там, у него жесткий график, или я чем-то занят, и все это откладывается, откладывается... К тому же нет никакой определенной концепции альбома, ее надо выдумать. Быть просто братьями-вокалистами -- это смешно, это потешно, но концепции нет. У «Шутов» есть концепция, у меня есть, хотя и менее выраженная, а вот связка между нами еще не наработана. Поэтому петь песни просто так нам неинтересно.
- А как вы оцениваете группу «Король и Шут»?
- Отлично. Я считаю, что это одна из немногих наших честных групп. Это живая музыка, которая может слушателя зацепить без всяких искусственных усилий, вложений... Мне нравится, что «Король и Шут» не навязывает себя слушателю. Есть такие группы - я не буду перечислять - которые нуждаются в навязывании, а «Король и Шут» совершенно свободны в этом плане.
- Сейчас вернулась мода на квартирные концерты - не хотели бы поучаствовать?
Вот Башаков буквально две недели назад давал квартирник в Москве...
- Я думаю, что Башакову просто атмосфера понимания нужна. Дело в том, что на стадионе он для 80-ти процентов людей не понятен. А на квартире все понятливые, и от этого настроение у артиста поднимается. Вот в чем причина, я думаю.
- А вам бы хотелось сыграть на квартире?
- Я думаю, сыграть в акустике нам было бы интересно. Но я просто не вижу грани между общим пьянством и игрой на гитаре во время квартирников -- когда все сидят на кухне, и к тебе относятся не как к исполнителю песен, а как к другу... Мне это не всегда нравится.
- Вы решили снимать клип на песню "По раскрашенной душе". Почему именно эта песня? И насколько клиповая эстетика «любит» вашу группу?
- Что касается клипа, то это наша давняя задумка, мы давно решили, что на эту пеню будем снимать. А что до того, «любит» нас форма клиповая или нет...Я этого еще не понимаю. Мы же в клиповой эстетике, можно сказать, пока никто. Поэтому для меня даже само понятие «клиповая эстетика», опять-таки, новое. Так же, как слово «позиционировать». Или вот сегодня я, например, открыл для себя, что у вас в метро есть, помимо обычных еще и «радиальные» станции... Удивительное рядом, каждый день что-то новое для себя открываешь.
Андрей АРХАНГЕЛЬСКИЙ, специально для «МГ»
Обожаю КИШ! Группа самая ораловская и прикольная в Мире! И фотка эта тоже ораловская!
Отправить комментарий