Новое исследование предоставляет убедительные доказательства того, что мажорные аккорды и...
Около 18 тыс. лет назад в пещере на территории современной Франции человек оставил нечто ценное: раковину. Это была не просто раковина. Его кончик был отрезан – маловероятно, что случайно, учитывая, что это самая прочная часть. Это позволило вдувать в ракушку воздух. Зубчатая внешняя кромка раковины гладко обрезана, возможно, для облегчения захвата. На ней остались красные расплывчатые отпечатки пальцев, похожие на пигмент с пещерной картины всего в паре метров от того места, где объект был найден в 1931 году.
Но археологи упустили истинное предназначение ракушки: это был специально созданный музыкальный инструмент. Позже исследователи из нескольких университетов и музеев Франции использовали компьютерную томографию и другие удивительные методы визуализации, чтобы показать, что человек в эпоху верхнего палеолита очень старался модифицировать раковину. Ученые попросили музыканта сыграть на ней, выпустив на волю звук, который не был слышан тысячелетиями.
Первая подсказка, позволяющая предположить, что эта раковина на самом деле была инструментом, – сломанная верхушка. Если вы найдете раковину на пляже, вы не можете просто протрубить в нее, нужно отрезать кончик, чтобы воздух прошел через внутренние камеры и вышел через отверстие.
На изображении слева – компьютерная томография внутренностей ракушки. Желтая трубка – полая птичья кость, прикрепленная к отверстию. Справа – другая раковина из Новой Зеландии с мундштуком, установленным на сломанной вершине. Французские исследователи считают, что у этой 18-тысячелетней раковины был такой же аксессуар не только потому, что чрезвычайно прочная вершина, вероятно, была удалена специально, но и потому, что вокруг отверстия обнаружены следы смолы или воска, вероятно, использовавшихся как клей.
Случайное третье свидетельство пришло из маловероятного источника: исследователи попросили музыканта попробовать сыграть на раковине в лаборатории. Вы можете услышать три ноты ниже. Звук немного хриплый, как у более землистой версии трубы или тромбона.
Но край ракушки оказался довольно неровным. «Это очень необычно, и у него болели губы», – говорит археолог Жиль Тозелло из Тулузского университета, написавший статью о древнем инструменте. «Он решил остановиться, потому что это было слишком больно». Зачем древнему человеку трудиться над раковиной, а затем не вставлять мундштук, если в противном случае играть чертовски больно?
На внутренней части губы исследователи обнаружили слабые красные пятна. Это отпечатки пальцев, оставленные охрой (изображение 5), а пигмент соответствует настенной росписи бизона, находящейся всего в паре метров от места, где найдена раковина. Этот бизон был выгравирован на стене, а затем покрыт более чем 300 охряными отпечатками пальцев, чтобы затемнить его.
Исследователи не смогли датировать саму раковину, поскольку для этого нужно отломить ее кусок для радиоуглеродного анализа. Но они датировали найденные в пещере кусок древесного угля и фрагмент медвежьей кости. Основываясь на возрасте близлежащих объектов, которые, по мнению ученых, использовались теми же людьми в ту же эпоху, они предположили, что возраст раковины, вероятно, равен 18 тысяч лет.
Музыкант жил в до-сельскохозяйственные времена, в племени охотников-собирателей верхнего палеолита. Видимо, тогдашняя жизнь не была слишком ужасной, поскольку у людей были время и энергия, чтобы заниматься музыкой и наскальной живописью.
Находка подчеркивает богатство культуры верхнего палеолита, заметила не принимавшая участия в исследовании археолог-палеолитик из Университета Виктории Эйприл Ноуэлл. Археологи уже нашли музыку, живопись, текстиль, керамику. «Это были действительно сложные люди».
Эта раковина – далеко не самый старый инструмент, дошедший до наших дней. Археологи нашли флейты возрастом 40 тысяч лет из выдолбленных костей животных с просверленными отверстиями.
Отправить комментарий