Новое исследование предоставляет убедительные доказательства того, что мажорные аккорды и...
1 декабря в Светлановском зале Московского дома музыки будет играть один из сотни лучших гитаристов мира всех времен и народов Джон Маклафлин со своим квартетом «Четвертое измерение». Новая группа была созвана не только для осмысления всего предыдущего музыкального опыта, а в виде очередного шага к бесконечно далекому музыкальному горизонту, куда Джон всегда стремился, пояснил он сам.
В «Четвертом измерении» Маклафлин рубится с «индийским Максом Роучем» Ранджитом Баротом, французским басистом Этьеном М'Баппе и британским клавишником Гэри Хазбендом. Группа уже выпустила пару студийных альбомов («To the One» и «Now Here This») и один лайв «The Boston Record».
Первая группа Маклафлина, собранный в начале 70-х The Mahavishnu Orchestra, назван по духовному имени Джона, данному ему гуру Шри Чинмоем. «Махавишну», в частности, значит хранитель мироздания. Проект принес Маклафлину заслуженную славу виртуозного мастера импровизаций, глубоких музыкальных медитаций, индоевропейских сложных композиторских ходов с асимметричными ритмами. Славу упрочил проект второй половины 70-х Shakti, переплавившийся затем в Remember Shakti.
Вопрос, откуда приходит музыка, для Джона настолько же непрост, как аналогичный вопрос о жизни. Из невидимого мира, отвечает он. Музыкант, как все мы, действует в материальном мире, но источник всего – мир, где мы живем по-настоящему. В своей музыке музыкант раскрывается полностью, здесь невозможно ничего скрыть, как и быть в музыке одним, а в жизни другим, считает Маклафлин.
Он успел познакомиться с каждой из основных музыкальных культур, сформировавших его жизнь в музыке (блюзом, фламенко, индийской музыкой и джазом), между 11 и 16 годами. Каждая так сильно повлияла на Джона, что он посвятил жизнь поискам собственного музыкального «я», уже влюбившись в эти стили. Глубокая привязанность привела к их изучению со всей тщательностью. Кроме того, Джону повезло играть с величайшими мастерами каждого из этих стилей: Джими Хендриксом, Майлзом Дэвисом, Стефаном Граппелли, Жако Пасториусом, Чиком Корией, Ларри Корриеллом, Пэтом Метени, Биллом Эвансом (тем, который саксофонист), Мирославом Витушем, Яном Гарбареком, Роллингами, Стингом, массой менее известных у нас великих индийских музыкантов, а Пако де Лусия и Эл ди Меола были его постоянными партнерами в гитарном трио. С Сантаной же у него и вовсе один гуру, потому и поиграли вместе они немало.
«Западни» повторений одного и того же, даже в импровизациях, Маклафлин «счастливо избежал», возможно, благодаря постоянному осознанию всей непрочности бытия. С пониманием, что здесь мы на какие-то несколько лет, моментально приходит признание реальности данного момента. Чего в общем необходимо и достаточно для остановки падения в опасную рутину. И жизнь, и музыка ей наполнены, однако нельзя позволить рутине доминировать, а в искусстве особенно. Импровизация – одна из важнейших вещей в музыке: она имеет дело только с данным моментом во времени. Импровизация, как всё в жизни, тоже меняется: через музыку можно только говорить о собственной внутренней жизни, потому и требования к ней меняются ежедневно. Хотя джазовые стандарты не стареют, но именно поэтому: это «плоть от плоти» импровизации и потому в некотором смысле составляют саму суть джаза.
Слушая собственные ранние работы, что бывает нечасто, Джон оказывается по хорошему удивлен. Он действительно любит всё, что делал когда-либо, хотя, конечно, видит и серьезные недочеты. Джон даже пытался собрать оригинальный состав Махавишну Оркестра, распавшегося из-за трений в группе и разному отношению участников к его собственным духовным практикам (хоть он никого не призывал следовать собственному примеру). Вместе с таблистом Закиром Хуссейном Джон безуспешно пытался связаться с Лакшми Шанкаром. Впрочем, препятствия иногда возникают там, где их никак не ждешь. Так, 9 ноября в Большом зале питерской филармонии должен был выступать тот же Закир Хуссейн. Концерт по тихому отменен без единого коммента на сайтах организаторов, агрегаторов билетов или группы ВК, явно не из-за того, что сорвалась аренда автогрейдера для расчистки российских зимних дорог. Вместо него в этот день перед петербуржцами и гостями города на Неве выступит Андрей Кончаловский. А на официальном сайте Хуссейна России нет и в весеннем туре. И все же Маклафлин чувствует себя и всех нас живущими в «глобальной деревне», по необходимости мультикультурной. Различия между людьми для него поверхностны. Хотя, конечно, идеология, разделяющая людей, будь она политической или религиозной – это настоящая проблема, признает он.
Отправить комментарий