Несколько лет назад Элтон Джон обвинил Мадонну в том, что на концертах она поет под запись. «Артистов, открывающих рот под фонограмму и требующих за билет на концерт 75 фунтов, нужно расстреливать!» — заявил эпатажный шоумен. Однако впоследствии взял свои слова обратно. Не потому, что убедился в непорочности Мадонны. Просто и сам Элтон, поговаривают, не без греха. По крайней мере, мини-диск с фонограммой он всегда возит с собой. На всякий случай.
ВАНИЛЬНЫЕ МОШЕННИКИ
Первый крупный скандал, связанный с фонограммой, вспыхнул на Западе в начале 1980-х. На фестивале в Сан-Ремо солист группы Duran Duran выронил микрофон. Однако голос вокалиста продолжал услаждать слух публики. Зрители освистали певца. Но никто из его коллег и не подумал отказаться от «фанеры». Напротив, задумка получила развитие.
Злополучный вокалист Duran, во всяком случае, использовал собственную запись. Следующее поколение «фанерщиков» уже вовсю пело не своими голосами. Так, в 1990 году на крупном жульничестве попалась группа Milli Vanilli. Продюсер коллектива выпускал на сцену обаятельных стриптизеров, которые открывали рот под божественные звуки, издаваемые профессиональными джазменами. В итоге получился самый прибыльный проект 1980-х. Однако, когда секрет раскрылся, коллектив лишили премий «Грэмми» и обязали вернуть деньги за проданные альбомы. Один из «ванильных» мошенников так и не смог оправиться от удара. В апреле 1998 года он умер от передозировки наркотиков.
РАЗМНОЖЕНИЕ «МИРАЖЕЙ»
Но особенно буйно «фанера» расцвела в СССР. Крис Кельми абсолютно безнаказанно раскручивал суперпопулярный хит «Ночное рандеву», пользуясь фонограммой вокалиста группы «Араке» Вадима Усланова. Лидер «Ласкового мая» Андрей Разин записывай на магнитофонную пленку не только песни, но даже выкрики в зал вроде: «Я не вижу ваших рук!» По стране одновременно гастролировало несколько групп «Мираж» и «Песняры». Последние работали с фонограммой солиста Владимира Мулявина даже после его трагической смерти.
ПОЗОР НА ВСЮ СТОЛИЦУ
С фонограммой, конечно, пытаются бороться. В Китае, например, жулику грозит эквивалентный 12 тысячам долларов штраф. В странах Европы поимка на «плюсе» (фонограмма с голосом) чревата потерей репутации, а значит, и львиной доли доходов. В Узбекистане открывать рот под чужое пение запрещено даже в кабаках и на свадьбах. В октябре 2007 года робкую попытку борьбы с «фанерой» предприняли в Москве. На концертах, которые проводятся за счет городского бюджета, звезда обязана петь вживую. Иначе — позор и денежное взыскание. Запрет на вокальную фонограмму планируют ввести и в Украине.
ОТ ЖИВОГО НЕОТЛИЧИМА
Эксперты считают, что фонограмму не задушишь никакими законами. Только единицы мегастар могут позволить себе качественный живой звук. Возить с собой горы аппаратуры и давать концерты только тогда, когда ты в настроении и «в голосе» — слишком дорогое удовольствие. Да и прогресс на месте не стоит. Современная «фанера» так хитро маскируется, что понять, обманывают тебя или нет, архисложно. Артист может петь под «дабл-трек», когда одновременно с записью идет живой голос. А звукорежиссер, в зависимости от обстоятельств, переключается с одного канала на другой. Поймать гастролера на горячем практически невозможно. Да и нужно ли? Так мы рискуем остаться вообще без певцов.
Взято с сайта kinozone.org
Отправить комментарий