Поставить «Кармен» - это беспроигрышный вариант успеха, опера Бизе настолько любима и знакома любителям музыки, что зрительный зал может подпевать солистам, все партии хорошо знакомы. Так что билеты в Большой театр залеживаться не будут, если в репертуаре имеется этот спектакль.
Жорж Бизе поручил известным литераторам переработать новеллу Проспера Мериме «Кармен», что и было сделано. Появилось много изменений. У Мериме главный герой – разбойник. Он мрачен, суров, а в либретто Хозе – простодушный крестьянский парень, слабовольный и вспыльчивый. Невеста Хозе у либреттистов получилась ласковой и кроткой, в общем, полной противоположностью Кармен. Оперная Кармен – воплощение свободолюбия и благородства, без намека на вороватость или хитрость.
Первый показ оперы «Кармен» состоялся в 1875 году. Надо сказать, что особого восторга публика не высказала, предугадать на премьере столь долгую и успешную жизнь оперы было невозможно. Жоржа Бизе даже пытались обвинить в безнравственности. Как, рассказывать о таких неприличных вещах в опере?
Только Петр Ильич Чайковский сразу же услышал признаки грядущего триумфа. Легкой и свободной поступью прошествовала Кармен по Европе, покоряя весь мир своей красотой и силой духа. Довольно быстро оказалась свободолюбивая цыганка в Санкт-Петербурге, который тотчас запел и про тореадора, и про птичку с крыльями.
В Москве, на сцене Большого театра «Кармен» ставили много раз. Последняя восьмая по счету постановка выполнена приглашенным английским режиссером Дэвидом Паунтни и знаменитым дирижером Юрием Темрюковым. Что тоже интригует, потому что английский режиссер прославился своими радикальными опытами, а Юрий Темрюков известен консервативностью и приверженностью к традициям.
Полная версия оперы, созданная когда-то Жоржем Бизе, теперь доступна зрителям Большого театра. Все, кто приобрел билет на оперу «Кармен» получит возможность насладиться диалогами, которые были давным-давно заменены речитативами для смягчения различного рода «неприличностей». Бизе даже обвиняли в подрывании устоев общества. Кроме того английский режиссер «осовременил» оперу, приблизил время действия к нашим дням.
Музыка, исполненная яркого света, брызжущей радости бытия утверждает свободу человека. Зрители погружаются в водоворот страстей, наслаждаются темпераментной и насыщенной обрисовкой героев и действующих лиц.
Отправить комментарий