Чарли Паркер — гражданин страны Джаз
Джаз — это отдельная страна, со своими героями, гениями, со своей историей. В джазе слова излишни. Впервые, за всю историю человечества, джаз явил миру то, что «Черное искусство» может быть интересно «Белому миру». Еще в конце XIX века негритянская музыка была лишь частью так называемой «Черной культуры». В 30-х годах XX века, она перевернула европейское представление о музыкальной эстетике. Чарли Паркер, Лестер Янг, Джон Колтрейн, а также многие другие гениальные исполнители и композиторы расширили границы мира музыки. Джаз был признан высоким искусством. В настоящее время джаз академичен, на центральных музыкальных каналах (Муз ТВ, О2, MTV и т.д.) не встретишь джазовых номеров, но в начале прошлого века джаз слушали все!
Джаз ничего не имеет общего с европейской «сочинённой» музыкой. Он не является частью письменно знаковой музыкальной культуры. Система записи музыки сложилась в Европе уже во времена Баха, и она исключает любую импровизацию. А в основе джаза лежит именно импровизация. Одно из главных различий сути европейского музыканта и джазмена — «письменность» европейской культуры и «устность» джаза. Джаз существует, чтобы быть услышанным, его предназначение — донести послание до своего слушателя. Те, кто любит джаз и играющие джаз понимают — джаз живет только настоящим и в настоящем — это неразрывное целое.
В одном из своих интервью, Джон Колтрейн, сказал: «Мне кажется, что аудитория, когда слушает, тоже участвует в выступлении. И если ты чувствуешь, что кого-то в зале захватывает то, что ты делаешь, до такой же степени, как и тебя — или хотя бы почти до такой, — это такое ощущение, будто у тебя в ансамбле еще один музыкант появился». В принципе, эти отличается любое живое выступление, можно купить билеты на U2 и почувствовать единение с этой группой, но в джазе — это особенно ощутимо!
Впервые столкнувшись с джазом, европейская цивилизация еще долго не могла воспринять его как нечто красивое и гармоничное. Даже критики джазовой среды говорили о джазе, как о «грязной» музыке, лишенной гармоничности мелодий. Для европейской музыки главное — мелодия, гармония и ритм. В джазе к ним прибавляется еще и тембр.
Музыка Паркера, его манера игры, его новый стиль, даже его образ жизни были с восторгом восприняты Керуаком, Гинзбергом и другими битниками. Роман Керуака «В дороге», классическая книга битников, насквозь пропитан музыкой Паркера. Боп, рожденный звуками сакса Паркера, дал миру новую эстетику. Музыка Паркера и Колтрейна стала толчком, который изменил самоощущение «Черной Америки». Джаз стала слушать не только Америка, но и вся Европа.
Джон Колтрейн и Чарли Паркер родились в начале 20-х годов, их биографии достаточно схожи: бедные семьи приобретали на последние деньги саксофон для ребенка, надеясь, что с помощью музыки их сыновья смогут выбиться в люди, и не будут влачить всю жизнь жалкое существование чернорабочих.
Не приемлющий обыденность, аморальный, анархичный Паркер пытался преодолеть звуковой барьер музыки. Он искал что-то, что превзошло бы несовершенство существующего мира. «Вряд ли он знал цену своим находкам. Это была просто его манера играть джаз, это часть его самого», — говорил барабанщик Паркера Кенни Кларк.
Отправить комментарий