'

Последние комментарии

Реклама

Ваше место в музее!

О чём речь?: 
Статья о том, что от качества и уровня современности музейного оборудования в преимущественной мере зависит безопасность и сохранность выставленных на всеобщее обозрение экспонатов.

Такое иронично-шутливое заявление можно услышать из уст современной молодежи в отношении лиц «третьего» возраста, порой недовольно бурчащих об образе жизни и привычках младшего поколения. То не так и это не эдак. Действительно, некоторая часть их достойна занять место в музее. И не как экспонаты, а как музейное оборудование – что мы впрочем, и наблюдаем, посещая подобные заведения. Сидящая в уголке экспозиционного зала и вроде бы дремлющая «бабушка-смотрительница» зорко наблюдает за поведением экскурсантов, особо рьяно проявляя свою власть по отношению к озорующей либо нарушающей тишину молодежи и детям. Но такие бабушки не являются главной составной частью музейного оборудования и всего его содержимого. Хотя запоминаются в детском возрасте наиболее ярко не музейные экспонаты, а именно они, особенно если сделали замечание или одернули за неподобающее, по их мнению, поведение.

Безусловно, подобный вид «музейного оборудования» необходим, особенно там, где музейные витрины ветхие, а экспонаты – особо ценные и доступны для «тактильного обследования». Хотя их присутствие вряд ли может предотвратить покушения личностей, которым не дает покоя слава Герострата. А такие, к сожалению, встречаются – вспомните Данаю, залитую кислотой или Пьету, у которой откололи нос. Теперь Даная под пуленепробиваемым стеклом, а Пьета – под бронированным прозрачным колпаком.

Впрочем, предусмотрительные музейные работники особо ценные экспонаты умеют надежно оградить от всевозможных посягательств. В России лучше всего это дело налажено в Алмазном фонде и Особых кладовых Эрмитажа. Но ведь и попасть туда может далеко не каждый желающий, а витрины для музея в этих заведениях сделаны по спецзаказу и оснащены не только особо прочным стеклом, но и специальной сигнализацией. Правда, и вместо «бабушек» там наблюдают за посетителями бравые молодцы в униформе с дубинками и, наверное, не только с ними. Экскурсоводы же тщательно поголовно пересчитывают всех экскурсантов при переходе из одного зала в другой, после чего двери в осмотренный зал закрываются и в нем гасится свет (наверное, в целях экономии).

Конечно, такие строгости неприемлемы в народных музеях, где проходимость значительно выше и контингент самый разный. Но именно в них особую роль приобретает современное оборудование для музеев, способное защитить он утраты и повреждения (порой случайного, непреднамеренного) выставленных на обозрение экспонатов.